Древнее время Пасха у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки.
Раннее христианство После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства. Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа , а воскресенье — днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у коринфян, так как апостол Павел писал им: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою…». В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» — πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» — πάσχα άναστάσιμον resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящего из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Хрисиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.[4] Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая всех, что не следует ради разницы в обычаях нарушать братское единство. Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами. Чтобы не иметь ничего общего с "Богоубийцами и Отцеубийцами"[10](иудеями) ,для этой цели было решено на Первом Вселенском соборе праздновать христианскую Пасху ,так её праздновали в то время в большинстве церквей: "в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской, понтийской и киликийской"[10],а именно строго после иудейской Пасхи-14 нисана(полнолуние) и всегда в воскресение.[11] Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия). Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью. Евсевий в «Церковной истории» отмечает, что некоторая часть малоазийских церквей всё же не переменили древний обычай. Поместный Собор в Антиохии в своем первом правиле постановил отлучать от церкви как еретиков совершающих Пасху "с иудеями". Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника». Средние века и Новое время В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям.[12]Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырех ограничениях, изложенных Матфеем Властарем: Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, -отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений. В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано: Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц. Современность В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквах после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе. В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года. Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, на котором живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники — по новому стилю. В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля[18]; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.
Для приготовления кулича подготовьте: 550 грамм просеянной муки 6 куриных яиц 170 грамм сливочного масла 1 стакан молока около 2 стаканов сахара 1 пакетик ванильного сахара 45 грамм дрожжей 60 грамм изюма 40 грамм миндаля 30 грамм цукатов щепотка соли для глазури: пол стакана сахарной пудры 1 куриный белок немного лимонного сока Приготовление кулича. Молоко подогреть. Развести в нём дрожжи и добавить сахар. Добавить частями 150 грамм просеянной муки. Хорошо перемешать и поставить в тёплое место, чтобы опара поднялась. Желтки (1 желток оставить для смазывания) растереть с сахаром, а затем добавить их в опару. Перемешать. Белки положить в холодильник, чтобы они остыли. Добавить растопленное масло, охлаждённое до комнатной температуры, пакетик ванильного сахара и соль. Охлаждённый белок взбить до пиков и смешать с мукой. Все ингредиенты смешать. Взбить массу миксером так, чтобы образовалось очень много пузырьков. Готовое тесто не прилипает к рукам и напоминает тесто на оладьи (даже немного гуще). Готовое тесто поместить в тёплое место, чтобы оно поднялось. Цукаты нарезать кубиками. Изюм ошпарить, обсушить и слегка присыпать мукой. Миндаль очистить и измельчить. Добавить в готовое тесто цукаты, изюм и миндаль. Перемешать и снова оставить в тёплом месте. На дно форм для кулича выложить смазанную маслом бумагу. Стенки форм смазать растительным маслом и слегка присыпать мукой. Тесто разложить по формам (формы заполнять до половины). Формы оставить в тёплом месте. Смазать верхушку каждого кулича яичным желтком. Выпекать куличи необходимо в духовке при температуре 180 градусов около 45 минут. Готовые горячие куличи аккуратно извлечь из форм и прикрыть полотенцем. Куриный белок взбить. Добавить сахарную пудру и лимонный сок, а затем снова взбить до пышной массы. Украсить кулич различными присыпками. К такому вкусному куличу советую приготовить приготовленную в духовке красную рыбу, а также очень сочный и вкусный печёночный торт.
Для её приготовления подготовьте: 1 кг нежирного творога 4 куриных желтка 0.5 л жирных сливок 50 грамм изюма пол стакана разноцветных цукатов 300 грамм хорошего сливочного масла 1 стакан сахара 1 пакетик ванильного сахара Приготовление Творог замотать в марлю и поставить под пресс на 6 часов, чтобы убрать лишнюю жидкость. После этого несколько раз протереть творог через сито. Половину сливок перемешать с желтками. Вторую половину сливок подогреть на газу (не доводить до кипения). Когда сливки хорошо подогреются, добавить сливки с желтками. Хорошо всё перемешать. Подержать на огне ещё 3 минуты и снять с огня. Масса должна загустеть. Сахар и масло тщательно растереть. Изюм ошпарить кипятком и высушить. Цукаты нарезать кубиками. В творог добавить масляную массу, ванильный сахар и сливки, хорошо взбить миксером, чтобы получилась пышная однородная масса. Добавить цукаты и изюм. Перемешать. Форму для пасхи застелить кусочком влажной марли. Утрамбовать в форму творог. Положить творог в форме в холодильник на 11 часов под пресс. Советую приготовить на Пасху вкусный пасхальный салат. Детям можно приготовить детское блюдо из макаронных ракушек.
Ингредиенты: - 500 г свежего творога - 3 яйца - 100 г сливочного масла - 200 г сметаны - 1/2 стакана сахарного песка - ванилин - по 1/5 стакана изюма, миндаля, кураги, цукатов Приготовление пасхи «Царской»: Протереть творог через сито. Добавить в творог масло, яйца и сметану. Поставить смесь на огонь и перемешивая довести до кипения. Как только творог закипит снять с огня и положить кастрюлю в миску с холодной водой, помешивать до полного остывания. Добавить ванилин и сахар, перемешать.Выложить творожную массу в противень предварительно застелив его х/б тканью или марлей и оставить на несколько часов. Мелко нарезать сухофрукты и миндаль. Добавить мелко нарезанные сухофрукты и миндаль в загустевший творог. Перемешать и положить на ночь в холодильник. Пасху перевернуть на тарелку и украсить сухофруктами и орехами.
Ингредиенты: - 1кг муки - 5 яиц - 11г сухих дрожжей - 500мл молока - 100г сливочного масла - 1ч.л. соли - 5ст.л. сахара - цедра 1 лимона - 50мл коньяка (по желанию) - желток для смазывания Приготовление пасхального венка: Просеять муку с дрожжами. Яйца взбить с сахаром. Молоко предварительно подогреть, влить в муку. Добавить в муку яичную смесь. Сливочное масло растопить и также добавить в муку. Посолить, добавить лимонную цедру и коньяк. Замесить тесто, накрыть полотенцем и отложить в теплое место на 30-60 минут. С готового теста сформировать длинные «сосиски» (не очень толстые и не очень тонкие). Соединить концы «сосисок» с одной стороны и заплести косичку. Завернуть венком и соединить края (аккуратно залепить). Выложить венок на смазанный сливочным маслом венок, в середину венка положить 3 яйца (можно вареные, а можно и сырые). Смазать венок яичным желтком. Выпекать пасхальный венок 50-60 минут при температуре 180 градусов, место соединения концов завязать ленточкой.