Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы . В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за Пёстрой неделей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья. В 2013 году Масленица будет отмечаться в период с 11 по 17 марта (начиная с 10 марта (воскресенье) и по субботу 16 марта).
Сущность обрядов празднования: Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы. Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил время его на 8 дней.
Сообщение отредактировал Котёнок - Пятница, 01.03.2013, 12:53
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник — заигрыш В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Среда — лакомки Другое название: полес. Скоромная середа. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — разгул Другие названия: Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[24]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми. Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём: Яко середу на масленую, на жидовские заговенья Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал. А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали, А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать. Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа. Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын». В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чем им обычно не отказывают. Колядская песня: Уж как шли ребята колядовщики, Виноград, красно зелёная моя! Колядовщики, все фабричники, Мы искали двора господина своего, Господинов двор на семи верстах, На семи верстах, осьми столбах. Посреди двора, посреди широка, Стоят три терема, Три терема златоверхие. В первом терему красно солнушко, Во втором терему часты звёздочки, Сам хозяин в дому, господин в терему, Хозяйка в дому, госпожа в высоком, Млады девушки в дому, как орешки в меду, Виноград, красно зелёная моя! По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность: Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье. Виноград, красно зелёная моя! Накормил, напоил, со двора пустил, Виноград, красно зелёная моя!
Пятница — тёщины вечёрки В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота — золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок[.
Воскресенье — проводы Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля (полтав.). Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика». В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице».
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды. В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.
Ингредиенты: - 2 ст. кефира (лучше брать не жирный) - 2 ст. муки - 2 яйца - 1/2 ч. л. соды - 2-3 ст. л. растительного масла - соль, сахар по вкусу. Приготовление: Кефир, яйца, муку, соль, сахар перемешать, слегка взбить венчиком. В стакан крутого кипятка бросить 1/2 ч. л. соды, быстро размешать и вылить в тесто, перемешать, дать постоять 5 мин. Добавить 2-3 ст. л. масла растительного, перемешать и жарить блины) Тоже тонкие и очень дырчатые блинчики выходят) Обязательно печь на очень раскаленной сковороде и тогда дырочек будет значительно больше).
Котёнок
Дата: Воскресенье, 03.03.2013, 13:15 | Сообщение # 7
Клыкастая Бестия
Группа: Зам Админа
Сообщений: 3125
Статус: Скоро вернусь
Шоколадные блинчики
Для блинчиков: 150 г серой муки. 150 г белой муки 1 ст.л. какао-порошка 3 ст.л. коричневого сахара 3 яйца 250 мл шоколадного молока 100 мл сливок 1 ст.л. меда вода, по мере необходимости Поместите все ингредиенты, кроме воды в большую миску и перемешайте до однородной массы. Добавить достаточное количество воды, чтобы тесто стало жидковатым. Поместить в холодильник на 30 минут. Зактм жарить как обычные блины. Начинка: В сковороду добавить немного масла и разогреть. Добавить персики (4 шт) и 2 ст.л. коричневого сахара и варить до тех пор, пока сахар не растает. Добавить корицу и около 1 / 2 ст.л. коньяка и ждать, когда спирт испарится. Для другой начинки взять вишню и сделать тоже самое. Сверху блин обмазать сиропом.
Котёнок
Дата: Воскресенье, 03.03.2013, 13:29 | Сообщение # 8
Клыкастая Бестия
Группа: Зам Админа
Сообщений: 3125
Статус: Скоро вернусь
Оладьи на йогурте с лимоном и фисташками
Ингредиенты мука 125 г разрыхлитель 1 пакетик сахар 60 г натуральный йогурт 250 мл яйцо 1 шт. молоко 60 мл лимонная цедра 1 ст.л. измельченные фисташки или другие орехи 60 г Способ приготовления: Смешать муку, разрыхлитель и сахар. Добавить йогурт, яйцо, молоко, лимонную цедру и орехи. Взбивать, пока тесто не станет однородным. Выпекать блины на предварительно разогретой, смазанной маслом сковороде с толстым дном в течение 1-2 минут с каждой стороны. Подавать со сметаной или джемом.
Котёнок
Дата: Воскресенье, 03.03.2013, 13:34 | Сообщение # 9
Клыкастая Бестия
Группа: Зам Админа
Сообщений: 3125
Статус: Скоро вернусь
Оладушки с бананами и орехами
Ингредиенты: Пшеничная мука – 300 гр, сахарный песок – 4 ст. л, кефир – 450 гр, куриное яйцо – 3 шт, порошок пекарский – 3 ч. л, сливочное масло - 2 ст.л., бананы – 3 шт, пекан – 75 гр, растительное масло, сироп кленовый – по вкусу. Способ приготовления: Перемешиваем пшеничную муку, сахарный песок и пекарский порошок. Взбиваем кефир с куриными яйцами и растопленным сливочным маслом при помощи миксера. Затем постепенно добавляем муку и хорошенько вымешиваем тесто. Разогреваем сковороду с растительгым маслом. Выкладываем оладушки ложкой на сковороду и жарим с двух сторон на среднем огне до золотистого цвета. Бананы очищаем и нарезаем кружочками, а орешки подсушиваем на сковороде без масла. На тарелки выкладываем оладушки стопкой, прослаивая бананами и орехами. Подаем оладушки с бананами и орехами, полив кленовым сиропом.