Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (англ. Marty Stu)— принятое в англоязычной среде (с недавних пор — и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном.
Сам термин происходит из рассказа-пародии Паулы Смит «A Trekkie’s Tale» (по вселенной Звёздного путисм.). Героиня рассказа, Мэри Сью, юная стажёрка космофлота на борту космического корабля «Энтерпрайз», покорила сердца всех членов экипажа одним фактом своего существования. В результате имя стало использоваться как нарицательное для обозначения персонажа фанфика, в котором автор воплощает свои лучшие (часто желаемые) черты, и окруженного любовью и уважением основных героев исходного произведения.
Как лично вы относитесь к таким персонажам? Равнодушно,с интересом,или они вас бесят и вызывают желание бросить чтение? Или,может,смешат своим поведением и развлекают?
Как по мне, так я могу почитать произведения, где героиня вся из себя такая раскатая, НО... Для меня важна подача текста автором. Иногда читаю и не замечаю, что герои практически всесильные маги, колдуны и т.д. (это если брать фэнтези). Вот это для меня! Когда же в тексте через слово встречается: красивая, умная, "сильная", душа компании, которая направо и налево размахивает пятикилограммовым мечом без спецподготовки - это раздражает. Я сразу удаляю такие произведения. Короче, все зависит от автора и как он преподносит нам историю своего героя/героини.
Обожаю ЗАДАННЫХ мерисьюшек. Сама о них пишу. Куртые, веселые и да писать можно что хочешь. Они могут многое. Прыжки с переподвыповертом, мочить других мерисью. НЕ приемлю МЕри Сью, якобы не Мери Сью. Например: НИКИТА, КОЛОМБИНА и прочие гг. Тощие бабы (простые женщины) мачалющие мужиков, в два раза больше себя, чуть ли не одним ударом.
Этимология
Сам термин "Мэри-Сью" появился почти случайно, хотя описывает явление более чем закономерное. В 1974 году Пола Смит написала пародию (я подчеркиваю, сознательную пародию) "Рассказ треккера" в своем фэнзине - как ясно из названия - по "Звездному пути" ("Star Trek"). Вообще, тут следует заметить, что треккеры почти сразу образовали очень активный и креативный фандом; в частности, первый слэш также был напечатан в треккеровском фэнзине. К этому времени само явление уже сложилось, и фантазии девочек подросткового возраста подтолкнули Полу Смит выписать свою героиню - лейтенанта Мэри-Сью ("самого молодого лейтенанта в космофлоте - только пятнадцати с половиной лет"). Все на корабле ее обожают, потому что она блистает во всем, за что ни возьмется, Мэри-Сью очаровывает Керка, Спока и Мак-Коя, спасает их с помощью заколки для волос, затем – сражаясь с приступами болезни, что свалила весь экипаж – в одиночку ведет корабль, под конец умирает, а все уливаются слезами. И такой насыщенный сюжет уложился всего в десять абзацев.
Так было отражено уже существующее явление: фантазии девочек-подростков (активных авторов треккерского фандома того периода), как они попадают на корабль и крутят любовь с каноническими персонажами. Кроме того, у них часто не то что нереалистичные, а попросту невозможные умения и знания, часто экзотические и вообще далеко за пределами того, что можно от нормального человека ожидать.
Позднее, по мере накопления практического опыта, концепция Мэри-Сью расширилась (может быть, лучше сказать: разбухла от материала). Теперь так называют более общее явление: идеализированный характер (часто приглаженную и прикрасивленную проекцию самого автора), который оттесняет на периферию повествования канонических персонажей и постоянно торчит на переднем плане, блистая всевозможными талантами, красотой, сексапильностью, экстрасенсорными способностями и тому подобным. Прочим характерам отводится роль штатных восхищенцев (или восхищателей?), потому что больше ничего им делать не остается - Мэри-Сью все делает сама и гораздо лучше: побеждает злодеев, сводит с ума выбранного канонического героя (в русских исследованиях появился термин "объект слюноотделения"), выполняет невыполнимые миссии и прочее.
Наконец, и персонажи оригинальных произведений (не фанфиков) могут быть названы "Мэри-Сью", если они отпечатаны с того же клише, что их фанфиковые родственницы: настолько идеальны, что оттесняют всех прочих персонажей к периферии повествования на роли восхищателей (или восхищенцев?).
Термин быстро распространился за пределы треккерского фандома, и уже к появлению Интернета считался всеобщим, применимым к любому фандому и обсуждению вообще. Может применяться и к женским, и к мужским персонажам. Так, классическим мэрисьюшным персонажем считается Весли Крашер в новом "Стар Треке" ("Следующее поколение"), названный по (второму) имени создателя "Стар Трека" Юджина Весли Родденбери. Иногда близнец Мэри-Сью называется то Ларри-Стю, то Марти-Стю, то еще как-нибудь, но само разнообразие терминологии показывает, что она лишняя. Впрочем, бывает, что Марти-Стю называют определенный вариант Мэри-Сью, мучающийся необоснованным (ну, конечно!) чувством вины или хранящий какую-нибудь темную тайну.
Значение
Прежде всего хочется указать, что "Мэри-Сью" не имеет никакого отношения к писанию от первого лица. Есть автобиографическая проза, которая представляет повествователя как нормального человека, и с достоинствами, и с недостатками, и не забывает описать других людей, с которыми повествователь так или иначе взаимодействует (собственно, чаще даже больше описывает других людей). Точно так же, как в фанфике не обязательно неканонический персонаж - непременно Мэри-Сью.
Прежде всего, Мэри-Сью - нереалистичный образ. У нее нет и не может быть недостатков. Вернее, не может быть настоящих недостатков, а только такие, которые не имеют отношения к разворачивающемуся действию: например, не играет на банджо. Считается (справедливо не всегда, но достаточно часто), что Мэри-Сью появляется при вставке автором себя в повествование для того, чтобы реализовать собственные желания и устремления в интересном мире, полном интересных людей. С такой примерно мыслью: "Ого, вот будет здорово, если героиня вроде меня, но вся из себя еще лучше, там появится, и все ахнут".
Обратите внимание: не при всякой вставке себя, а нацеленной на выполнение желаний. Собственно говоря, литературоведы утверждают, что все авторы извлекают характеры всех персонажей из глубин собственного характера. Сказал же Флобер: "Emma, c'est moi" ("Эмма - это я") на полном серьезе, и так сросся со своей героиней, что заболел, когда описывал ее отравление мышьяком. Многие авторы благополучно и психологически достоверно описывают, как ведет себя человек именно с их характером (он, в конце концов, им лучше всего известен, а писать советуют как раз о том, что хорошо знаешь) в определенных обстоятельствах, реалистично и достоверно. Значение термина "Мэри-Сью" предполагает мечтания об исполнении желаний, и введение себя в повествование здесь вторично.
Настолько вторично, что очень многие Мэри-Сью не могут быть описаны как проекция автора, даже идеализированная - не похожи. Они "заместители" автора, "доверенные лица", подходящие для выполнения данного комплекта желаний.
Таким образом, цель написания Мэри-Сью отличается от цели написания характера вообще: не представить личность, а дать ей все мороженое, всех кукол, все украшения, всех поклонников, какие автор хочет для себя. Естественно, что из Мэри-Сью получаются очень бедно разработанные характеры, плоские, нереалистичные, и в результате совершенно неинтересные.
Авторы это чувствуют и пытаются добавить им привлекательности, например, за счет очень красивой внешности (причем часто красота экзотическая, необычная - особенно это касается цвета глаз и волос), мистических или экстрасенсорных возможностей, таинственного происхождения, трагического прошлого и тому подобного.
Опять же, все перечисленное (с учетом жанровых особенностей) не заказано и нормальному персонажу. Наконец, в некоторых жанрах (сентиментального романа, например) органично существуют идеальные героини и вообще характеры. Но Мэри-Сью вообще не нужен характер, никакие черты характера не нужны, чтобы получить, что хочется. А они всегда получают, что хотят (в конце концов, их для этого и писали): добиваются избранного возлюбленного, побеждают в любой борьбе или соперничестве (вплоть до вульгарной драки), но психологических проблем у них при этом в принципе не возникает. Мэри-Сью не может подстроиться под мир или человека; авторы любезно (и немотивированно) подстраивают мир под нее.
Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем (особенно популярны древние имена на языках типа санскрита или кельстского, а также имена знаменитых богинь, волшебниц или королев). У Мери-Сью обычно бурное, полное тайн прошлое, сверхзнатное происхождение (от богов, королей или просто очень знаменитых личностей), куча способностей к языкам, литературе, пению (это – чаще всего), танцам и т. д. Если формат канона позволяет (как в ГП или ВК, но по идее это можно почти везде использовать), то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности. Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей. Такой финал особенно характерен для юных авторш, склонных к сентиментальному трагизму в духе «и вот лежу я такая красивая в гробу, а все вокруг рыдают». Мери-Сью дружно не любят во всех фандомах, поскольку классические Мери-Сью отодвигают на задний план канонических персонажей, которые и интересуют нормального читателя фанфиков. А сверхумные, сверхкрасивые героини, о которых автор пишет, захлебываясь от восторга, реально интересны только самому автору. В плане сюжета мерисьюшные фанфики тоже не блещут, ведь если героиня – само совершенство, то и так понятно, что мир будет спасен (злодей убит, тайна раскрыта и т. д.) именно ею, ну и вообще, конец предсказуем с самого начала. Мери-Сью бывают не только в фанфикшене, подобные героини (а иногда и герои мужского пола) нередко встречаются в художественной литературе, кино и сериалах. Но даже классические, наделенные массой достоинств Мери-Сью не всегда так уж плохи, они тоже могут завоевать любовь читателя или зрителя. Ведь все, в конце концов, зависит от таланта автора.
Марти Стю (Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) – мужской вариант Мери Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню, а чаще героя канона. Встречается гораздо реже Мэри Сью (в основном по причине того, что авторы фанфиков – девушки и бросать в объятия любимого персонажа они предпочитают себя любимую) и обитает в основном в слэше. Если Мэри Сью - девушка, то это веселая, всеобщая любимица, которая никогда не страдает ПМС и служит источником вдохновения для всех вокруг. Если герой этого типа мужского пола (знаменитый Марти-Сью), он - задумчивый, любящий уединение тип, совершенно не обращающий внимание на славу, от которой у него одни неприятности. Притом что у него прекрасно получается все начинания, даже когда он игнорирует общепринятые правила. В конце он получает уважение всех авторитетных фигур. У него также случаются ужасные приступы вины из-за вещей, в которых не было его ошибки и которые он вообще не мог контролировать. Все вокруг знают, что он ни в чем не виноват, но он настаивает на своих мучениях и тоскует все ночи напролет. Это дешевая уловка, чтобы найти причину для тоски, переоценки ценностей и глубокой задумчивости совершенно без причины, только чтобы наложить на героя ответственность за что-то неправильное. Часто это используется, чтобы герой стал необщительным и презираемым, из-за того что он замучен виной или морально травмирован. Мэри Сью не может сделать ничего даже отдаленно плохого без целой кучи объяснений и оправданий. Некоторые авторы думают, что они могут избежать обвинения в мэрисьюизме, заставляя своих героев страдать. Частый результат - утомительные мучения, сопровождаемые потоками жалости к себе и сочувствия других персонажей. Читателям это надоедает так же, как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же. Во всех этих "страданиях" отражается старая добрая фантазия: "Когда я умру, вы все пожалеете, что плохо ко мне относились". Другое характерное оправдание "мэрисьюистов": "Эта героиня не я, она просто напоминает меня, разговаривает как я, носит мое имя и делает все то, что мне хотелось бы делать" (Да, это именно так). Или: "Моя героиня не идеализированное олицетворение - она переняла кучу недостатков". Или: "Она не совершенна - есть очень много вещей, которых она не умеет". К сожалению, под "недостатками" часто понимается: "Она слишком сильно заботится о своих друзьях" или "Он пытается все делать как можно лучше, на грани возможностей". И под вещами, которые она "не умеет делать", понимается неумение играть на банджо, чтобы спасти свою жизнь, и другие навыки, которые не играют роли в сюжете. Проблема с явным самоописанием состоит в том, что в многих случаях автор использует его, потому что он или она просто больше ничего не умеют. И автор, у которого не хватает воображения создать персонаж иной, чем собственная копия (слегка улучшенная, конечно) скорее всего попадет в западню мэрисьюизма. Самоописание - это не причина появления плохих рассказов, но обычно у них один общий источник. Это также означает, что автор, который знает, что делает, может использовать самоописание, и его рассказ необязательно получится плохим. Я читала несколько очень хороших рассказов с явным самоописанием, но оно было управляемым, и мэрисьюизм там не вызывал раздражения. Автор приключений Мэри Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории - те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора - такой, какой хочет видеть себя автор со стороны. Как побочный эффект, Мэри Сью часто отодвигает на задний план главных персонажей. Через секунду после появления Мэри все вокруг превращаются в ее поклонников. Жизнь остальных персонажей показывается постольку, поскольку это касается Мэри, и никакого развития характеров не происходит без того, чтобы это ее каким-либо образом не касалось. Главные герои становятся фоном, кроме разве что особых симпатий автора - им позволительно стать близкими друзьями (или возлюбленными) Мэри Сью. История, в общем-то, перестает быть фанфикшеном. Опять же, самоописание хорошо работает, пока автор сохраняет целостность истории и позволяет другим персонажам жить собственной жизнью, отдельно от Мэри Сью. Никто не хочет читать фанфик, где его герои танцуют под дудочку Мэри Сью. Они должны играть не эпизодическую роль и оставаться главными действующими лицами их собственных историй.
Основные характеристики
За долгое время своего существования Мэри-Сью научились мимикрировать, появились многочисленные разновидности вплоть до "анти-Сью", авторы которых наделяют своих героинь всяческими недостатками вместо всяческих достоинств, чтобы их творение не приняли за Мэри-Сью. Как же они ошибаются! Антонимом каноническому клише является не психопатическая злодейка, вокруг которой точно так же вертится весь мир, а другим персонажам остается лишь трепетать с затаенным восхищением. Противоположность Мэри-Сью – полнокровный, всесторонне разработанный характер, описанный во взаимодействии с людьми и миром, личность.
Тем не менее, с учетом оговорки, а также принимая во внимание жанровые разновидности, выделим некоторые наиболее часто встречающиеся характеристики Мэри-Сью, чтобы примерно ориентироваться.
1) Черты характера - подозрительно похожа на автора: те же политические взгляды, вкусы, желания (те из них, которые к моменту ее создания еще не исполнены); - любит цветы, драгоценные камни, моды и другие стереотипно "девичьи" объекты; - вызывающе сексапильна; даже самые "скромные фиалки" среди них проявятся в одной-двух сценах, чтобы их не сочли наивными; - всегда оптимистична, независимо от окружающих обстоятельств; - либо наоборот, постоянно в депрессии, чтобы канонические персонажи ее утешали.
2) Умения и навыки - независимо от уровня любых умений, который установлен для канонических персонажей, всегда превышает его; - если чего-то еще не умеет, набирает нужный навык за невероятно краткий срок; - заставляет других менять свои взгляды с удивительной легкостью; - часто превосходно поет, несомненно, вдохновленная диснеевскими принцессами; - может также владеть каким-либо музыкальным инструментом – и, разумеется, виртуозно; - необъяснимые или неописуемые сверхъестественные возможности; если в исходном каноне ничего фантастического нет, это несмываемое клеймо Мэри-Сью; - бегло говорит на нескольких языках (этот навык не всегда мэрисьюшный, зависит от исторических обстоятельств); но если общается с животными – вопрос ясен.
3) Внешность - может иметь необычный цвет глаз и (или) волос; в наиболее "реалистичных" вариантах часто рыжая с зелеными глазами, на восхищение которыми уходит много времени; - разноцветные глаза практически мгновенно указывают на Мэри-Сью; - стройная фигура с пышным высоким бюстом; - нереальное соотношение вес / рост, в сторону большей худобы, причем влияние этого на состояние здоровья даже не обсуждается; - настолько красива, что это проклятие (Is So Beautiful, It's a Curse TM); если такая характеристика возникает безо всякой иронии, то дальше ехать некуда; - часто носит бросающиеся в глаза наряды, с тоннами драгоценностей и прочим, или наоборот, вызывающе готичные; особенно яркая черта – наряд плохо подходит для ее занятия (слишком многие Мэри-Сью в шикарных платьях полосуют чудовищ);
4) Аксессуары - магические драгоценности (кольца, позволяющие читать мысли и все такое); - самурайский меч; даже если дело происходит в Средиземье или в космосе, самурайский меч – это круто; - классная тачка (соответственно, классный самолет, корабль, конь и т.д.); - возможно, даже машина времени.
5) Отношения с каноническими персонажами - подозрительно похожа на канонический характер, с некоторыми изменениями (смена пола, другая внешность и т.д.); - обладает невероятным магнетизмом по отношению к характерам, которые автор находит привлекательными; если автор меняет канон, чтобы этого добиться – вопрос исчерпан; - оказывается ребенком канонического персонажа; особенно, если сам персонаж еще слишком молод, чтобы иметь детей (или не имел на это времени, или желания, или физической возможности); - либо существует другая родственная связь; - все или большинство персонажей по какой бы то ни было причине не перестают о Мэри-Сью думать и обращают на нее больше внимания, чем можно логически объяснить: даже злодеи заняты лишь тем, чтобы ее захватить или убить; все сфокусированы на ней одной, по-хорошему или по-плохому, что бы ни происходило; - люди часто замечают ее красоту, притягательность или "что-то особенное" при первой же встрече; в наихудшем варианте они с первого взгляда посвящают себя ей одной, не обращая внимания на свои обязанности и житейские обстоятельства; - либо ненавидят с первого взгляда, без очевидной причины или из "ревности"; - сложившиеся личности меняются ради нее: закоренелые негодяи следуют за ней, как верные псы, или кроткие персонажи пытаются обидеть ее.
6) Элементы сюжета - она Избранная; даже если есть канонический персонаж на эту роль, она либо занимает роль вместе с ним, либо просто оттесняет его; - или она принадлежит к тому же необычному виду (или организации), что и канонический герой; - ей обычно столько же лет, сколько автору; это само по себе не вредно – студент может быть шестнадцатилетним, но не закаленный же в боях вояка; - или она выглядит на этот возраст, а на самом деле ей лет семьсот; - часто крайне трагичное прошлое, которому автор обычно не уделяет много внимания – так, несколько намеков, чтобы подчеркнуть, какая она особенная; часто сирота, иногда родители умирают на ее глазах; но обязательно без какой-либо ее вины (ДТП особенно любимы фикрайтерами); - часто родители оставляют ей немалое состояние, и бедная сиротка остается одна с кучей слуг (почему-то никогда с опекуном, положенным по закону); - может совершить героическую жертву, чтобы доказать, что она слишком хороша для этой грешной земли; особенно, если оставшийся труп не обезображен, независимо от метода, благодаря которому дошло до трупа; - может быть воскрешена для сиквела, особенно под предлогом "богу я нужна на земле"; - может оказаться наполовину человек, наполовину <другой вид>; или целиком < другой вид>, особенно популярны эльфы, но сгодится любой гуманоидный, "приятный" вид; - а теперь уже бывают и хорошенькие чудовища, например, дракониха, как правило, непохожая на канонические изображения – просто человеческое тело с драконьими крыльями и без чешуи; - перевоспитывает злодея своей невероятной добродетелью; как правило, после этого злодей ничего уже не делает, только беспрерывно говорит, какая она хорошая; - бывает принцессой, особенно если вырастает в крестьянской семье, и ее социальное положение обнаруживается по ходу сюжета; все вопросы отпадают, если оказывается принцессой нечеловеческой или давно сгинувшей расы с древней культурой; - оказывается в Другом Мире (обычно каноническом), где ей гораздо лучше; особенно, если в реальном мире ей было ну просто очень тяжело; - в фэнтезийных канонах может нарушать законы соответствующего мира; - если кому-то наносит вред, немедленно раскаивается, и те, кому она нанесла вред, ее немедленно же прощают.
7) Подача персонажа - у нее обычно слишком длинное, сложное имя, часто смысловое и имеющее отношение к ее способностям, с упоминанием красоты, драгоценностей, тьмы или вообще всего, что автор сочтет интересным; - либо напротив, имя, которое просто-напросто кричит: "Я аватара автора, любите меня!"; - какое-нибудь японское имя; особенно замечательно, если окружение ни с какой стороны не японское; некоторое время назад в анимешных фандомах стало популярным имя Сакура (японская вишня), и теперь оно там стало синонимом Мэри-Сью; - или выбирается красиво звучащее имя из случайной детской книжки (например, Екатерина – русская форма имени Кэтрин); - чудовищно много времени тратится на описание каждой ее черточки при первом же появлении; если в произведении несколько приложений, описывающих, как меняется структура ее костей и вен, когда она надевает кольцо – оставьте всякую надежду; - пышные описания (purple prose) каждого ее действия, обычно вне всякой пропорции по отношению к остальным; у нее все передние планы, а прочие часто вообще не попадают в кадр; - целые пассажи лишь бегло намечены, как будто автор писал только те части, в которых хотел любоваться героиней; - хотя очень трудно определить, правда это или нет (а сам автор никогда не признается), Мэри-Сью – представление автора, каким он хотел бы быть, или идеализированное представление близкого для автора человека.
Казалось бы, Мэри-Сью слишком хорошо знакома всем, но приходят новые авторы и продолжают делать все те же старые ошибки. Чтобы привлечь их внимание к существованию Мэри-Сью, а то и помочь разобраться, насколько создаваемый ими персонаж близок к опасной черте, разрабатывают тесты на Мэри-Сью. Насколько мне известно, первым был "Лакмусовый тест на Мэри-Сью" / Mary Sue Litmus Test Мелиссы Уилсон (она же Dr. Merlin, фандом "Горгульи"). Впоследствии его многократно переиначивали и приспосабливали к нуждам других фандомов. В этих тестах перечисляются клише, которые обычно связаны со стереотипом Мэри-Сью, и автора просят плюсовать баллы; чем больше баллов набирается, тем ближе проверяемый персонаж к Мэри-Сью. Часто авторы считают, что тесты слишком строги.
Наверное, многих очень сильно раздразнили Мэри-Сью, если тестирование чаще всего начинается с вопроса: - Назван ли персонаж Вашим именем? (Первым именем, вторым, сетевым ником и т.д.) Если так, тест закончен, положите карандаш (остановите мышь). Не надо называть персонаж в честь самого себя.
Джейн Остен назвала трех персонажей именем "Джейн": красивую и добрую Джейн Беннет; загадочную и культурную Джейн Фэрфакс; а также (молодец, что так сделала – может быть, предвидела этот тест) вульгарную снобку Джейн Уотсон. Впрочем, у людей и долото бреет, а у нас и бритва не берет – нам лучше поберечься.
Тесты потому и строги излишне, что автор способен себя обманывать, а не дающий поблажек подход может его отрезвить. Как пишет та же Мелисса Уилсон: "Будьте честны. Вы не поможете себе, отвечая "Но на самом деле это не считается, потому что..." Вы-то уговорите себя, что Ваш персонаж – не Мэри-Сью, но читатели ее узнают и Вам скажут, и не очень любезно".
Отношения с читателями
Когда Мэри-Сью, сопровождаемая рыданиями окружающих, умирает под конец, читатели ликуют. И это закономерно. Автор приключений Мэри-Сью работает на простом принципе: он хочет, чтобы его любили, так что он делает любимым своего героя. Все главные персонажи хотят быть его друзьями, и автор ожидает, что читатели почувствуют то же самое. К сожалению, этого не происходит. Читателям не нужен персонаж, которого они могут любить, им нужен тот, с кем они могут себя отождествлять. Причина, почему мэрисьюизм так раздражает, в том, что никому не нравится видеть кого-то, чьи мечты всегда и во всем сбываются. Наиболее успешные истории - те, где читатель может поставить себя самого на место главного героя. Но Мэри Сью создана не для них, а для автора - такой, какой хочет видеть себя автор со стороны.
Авторов Мэри-Сью часто сбивает с толку любовный роман: героини в нем кажутся им такими похожими на их собственных. Несмотря на внешнее сходство, читатели (читательницы, конечно) романтических историй по-другому к ним подходят. Они не идентифицируются с героиней; настоящий интерес проявляется к герою, а героиня существует для того, чтобы сохранять в романе место, куда мысленно может проскользнуть читательница.
Некоторые авторы думают, что они могут избежать обвинения в мэрисьюизме, заставляя своих героев страдать. Частый результат - утомительные мучения, сопровождаемые потоками жалости к себе и сочувствия других персонажей. Во всех этих "страданиях" отражается старая добрая фантазия: "Когда я умру, вы все пожалеете, что плохо ко мне относились". Читателям это надоедает так же, как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же. (Хотя, нельзя отрицать, есть категория читателей, которые любят поплакать.)
Серьезные авторы не имеют дела с Мэри-Сью. Друг-читатель, если ты встретишь Мэри-Сью, беги от нее, пока она не успела зохавать твой моск! [Примечание для администрации: да, я знаю, на нашем литературном сайте используют литературный язык, но выражение выбрано сознательно, другая стилистика тут просто невозможна]
Отношения с критиками
Каждому автору нравится похвала и не нравится критика. Но авторы Мэри-Сью, которая по определению должна быть окружена восхищением, реагируют на критику особенно остро. Даже в упомянутых тестах спрашивают: а как вы реагируете на критику вашей героини? Если вы отвечаете на нападки (в том числе утверждения, что он или она - Мэри-Сью) так, как будто это личные обвинения в ваш счет, вы должны признать, что вы довольно явно отождествляете себя с вашим персонажем. Возможно, слишком явно, чтобы объективно судить о его/ее роли и значении в вашей истории.
Авторы Мэри-Сью действительно печально знамениты высказываниями в адрес критиков наподобие таких: "Ущербные душители свободы. С комплексами. Завидуют по-чёрному популярности, раскрепощённости, искренней непосредственности и писательскому таланту каждого встречного-поперечного юного дарования и таким образом самоутверждаются. А что мы такого сделали?".
Критики видали и не таких, поэтому отвечают: "Вы не сделали абсолютно ничего сильно нового, сильно страшного или сильно интересного. Так что возрадуйтесь, ибо вы не одиноки во Вселенной - совершенно бескорыстно можем рассказать, где водятся точно такие же, как Вы, только с перламутровыми пуговицами".
В общем, исходя из вышенаписанного: У КОГО ИЗ НАС НЕ МЕРИ СЬЮ?????
Ermas, согласна с тобой. Каждый человек, личность в душе немного Мери Сью. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы персонаж был немного идеализирован. Я этот принцип и в жизни неплохо использую. Приятно, когда коллеги всегда рады работать с тобой и обращаются за помощью и советом именно к тебе. (прошу не путать с трудоголиком, на которого сваливают всю работу) На самом деле, нужно просто уметь слышать другого человека, иногда хвалить, иногда и правду обидную в лицо сказать, просто дать и другому ощутить себя этой Мери Сью.
Мелина, Вот именно. Потому что глядя на список признаков Мери Сью - мы - есть они!!! А персу это простительно, особенно если сразу заданно автором: Я ПИШУ О МЕРИ МЬЮ!!!
Ermas, спасибо тебе за такой подробное разбор этого термина .Много нового я узнала,интересно очень было читать .
Лично моё отношение к Мэри Сью не однозначно.Всегда по-разному.Часто выдающиеся способности героинь,их непревзойдённые физические и личные качества-не раздражают,так как вполне оправданы.Когда изначально автором задуман персонаж,как воин,борец...поведение адекватное,с хорошим юмором...Тогда я даже не замечаю перебора,читаю с удовольствием. Но чаще бывает,что девушка,напримар,простая студентка,обычная,незаметная...вдруг попадает в новое окружение,мир.И СТАЁТ ТЕРМИНАТОРОМ В ЮБКЕ.Начинает всех покорять своей красотой,ВСЕ её хотя,любят.Самая большая физическая и магическая сила-у неё.Захват власти Злом,Апокалипсис...всё это происходит толькопосле её появлени на горизонте,и,конечно же,именно она все проблемы решает и всех спасает .Вот это меня бесит стррррррашно . Поэтому,я про Мэри Сью читать не против,только чтобы её крутизна была оправдана.Да,согласна-это зависит от автора,как он подаст читателю эту героиню .
Ещё забыла . Очень часто меня раздражает даже не уникальность таких героинь и их непобедимость.Всё могу пережить...НО НЕ ХАМСТВО.Рррррр,когда взрослая,опытная девушка или женщина, вся такая из себя суперская,самая-самая,от всех отобьётся и толпу мужчин заворожит...и имеет язык,как у невоспитанного 15-летнего подростка? Такой роман я бросаю читать сразу и без сожалений!!!
Бывают Мэри Сьюшки очень презабавные. Такие произведения развлечения ради могу почитать, но очень скоро забуду увы. Никакой смысловой нагрузке такие произведения как правило не несут.
Marytanna, Низнай как другие, но я тебя прощаю... :1olkj:
Цитатаallacrimo
Никакой смысловой нагрузке такие произведения как правило не несут.
Главное чтобы читалось. А смысл, за смылом к другим авторам можно сходить: читать психологию, кибернетику, физику, химию и прочее малочитаемое, но ооооочень умное
ЦитатаИнесса
Всё могу пережить...НО НЕ ХАМСТВО
ЦитатаИнесса
и имеет язык,как у невоспитанного 15-летнего подростка?
Для меня это разные вещи. Хамство и детскость языка... В пятнадцать можно писать скучно, наивно, но ЧИТАЕМО А хамовитыми гг страдают многие.
Меня чертовски раздражают Мэри-Сью. Прошу прощения у поклонников типажа, но глубоких характеров такого рода или оригинальных и интересных героинь мне еще не встречалось. Хотя кучу книг с СИ и не только перечитала. Как правило, героини Мэри-Сью с СИ наглы, невоспитанны, склонны к плоским шуткам и алкоголизму, обладают сверхсуперпуперспособностями, непобедимы ввиду последнего, в них влюблены повально все мужики без разбора расы и возраста, т. е. от 15 годочков до бесконечности, жесткие мачо - темные властелины, эльфы, вампы, веры, короли, принцы, императоры и пр. (простым смертным просьба не беспокоиться) пред сиятельным ликом тают и вступают в армию спасения местного разлива и т. д. и т. п. Вот нашла интересный стишок на том же СИ. Полностью согласна с автором, мой сей даме глубокий респект. Улыбнуло от души.
Ширанкова Светлана "Похождения прекрасной воительницы Лютиэнь-Марии-Анжелики-Арвен-Эстебан-Желтофиоль" В маленьком волшебном королевстве Где-то на окраине земли Жили гномы с эльфами в соседстве И войну с вампирами вели,
Только чаще все же торговали, Как везде: товар - бабло - товар. Даже говорят, что на базаре Изредка мелькал Илуватар.
В общем, в этом славном королевстве Был покой, порядок и уют: Оборотни с гоблинами вместе Населяли землю там и тут,
Нежить, фэйри, маги, человеки - С горних высей до морских глубин. Ну, и как положено от века, Козни строил Темный Властелин.
Но однажды с грохотом и треском, В синеве небес оставив след, Шлепнулся в ближайшем перелеске Некий неопознанный объект.
Жители сбежались кто откуда (сколько их собралось - и не счесть) Поглазеть на этакое чудо, Никогда не виданное здесь.
Вот друид, разинувши хлебало, Встал столбом с омелою в руке, Эльфы перешептывались вяло На мертворожденном языке,
Архимаг с пылающим пульсаром Подавился чарами атак, Гном, упорно мучавший кресало, Позабыл про трубку и табак.
Встало всё - от мала до велика. Как не встать, когда перед тобой Лютиэнь-Мария-Анжелика- Арвен-Эстебан-Желтофиоль.
Губ кармин, фарфоровая кожа, Шелк волос гораздо ниже плеч, К поясу прицепленный без ножен Говорящий и ехидный меч,
Магия наружу так и плещет, И в глазах неистовый огонь (За спиной оскалился зловеще Говорящий и ехидный конь),
Топик из легированной стали Плотно обтянул тугую грудь... В общем, полагаю, все узнали: Мэри-Сью* (детали подчеркнуть).
- Я пришла избавить вас от страха, Мир спасти от гибели и зла. Темный гад отправится на плаху И сполна ответит за козла.
Армиям, отрядам, батареям Воинов не сбить меня с пути. Только подскажите поскорее, Мне в какую сторону идти?
Думаю закончить дело к лету, Чтоб не драться в сильную жару. Если есть в заначке амулеты, Доставайте - я их заберу.
Архимаг ответствовал ей: - Чадо! В жизни я немало повидал И скажу: тебе бы замуж надо Или на ближайший сеновал.
Мир спасать - дурацкая затея: Нудно, нерентабельно, старо... Не дослушав, дева в чародея Раздраженно бросила ведро.
- Маловеры, трусы, ренегаты! Продались врагу за колбасу! Этот мир от слизистого гада Я без вашей помощи спасу.
- Женщина, гляди, какая тема, - Мудрый эльф надменно произнес. - Тут у нас своя экосистема, Проще говоря, биоценоз.
Между злом, добром и прочим хламом Исстари достигнут паритет, Так что возвращайся лучше к маме - Выдать золотишка на билет?
- Очень умный? Золотом не бряцай И не вешай на уши лапшу. А когда мне к маме возвращаться, Я сама уж как-нибудь решу.
Ускакала, парой стройных ножек В воздухе исполнив пируэт. Трое эльфов, тех, что помоложе, С ужасом смотрели деве вслед.
С той поры немало дней минуло И воды не меньше утекло. Дева ухайдакала назгула, Василисков целое кубло,
Нагло нахамила бургомистру, Плюнула принцессе на манто, Да и королевскому министру Тоже отдавила кое-что,
Запугала пьяниц по тавернам И в лесу устроила пожар, Так что мантикоры и виверны До сих пор от ужаса дрожат.
Позади безводная пустыня, Много миль опасного пути... Вот уже и Черная Твердыня Приглашает девушку войти.
Отчего же сердцу стало тесно В недрах обольстительной груди? Перед ней стоит тиран и деспот - Нереальной прелести блондин.
Феминизм воительницы в муках Околел под взглядом синих глаз, И, приняв предложенную руку, Мэри-Сью злодею отдалась.
А немного позже в тронном зале В нише под короною из звезд Слуги Властелина увидали Чучело девицы в полный рост.
Как живая: стать, прическа, абрис, Гордость и презрение в глазу. "Дурочка набитая vulgaris" Золотом написано внизу.
Постамент украшен аметистом С хитрою подсветкою внутри... Просто был тиран таксидермистом - Тоже хобби, что ни говори.
Многих юных или просто начинающих фанфикеров зачастую беспокоит вопрос: как, создавая оригинального персонажа, не сотворить Мэри-Сью. И вот, решив помочь этим несчастным людям, я собрала все свои знания о данном явлении и составила небольшой списочек типичных черт Мэри-Сью и её мужского аналога. Не обязательно, что каждая из них характеризует Мэри-Сью или что все эти условия должны выполняться одновременно, но скопом они дают то самое, что ненавидит адекватное большинство фикрайтеры и фикридеры всех фэндомов. Дабы избежать ошибочного мнения, что характеристики применимы лишь к представителям одного отдельного пола, мною было принято решение дать всем мэрисьям одно условное обозначение - ОНО.
1. ОНО очень красивое. 2. У ОНО необычного цвета волосы. 3. У ОНО необычного цвета глаза. 4. У ОНО очень необычное или очень красиво звучащее имя. 5. Первое появление ОНО – как снег на голову, но очень эффектное. 6. Если фэндом допускает наличие магии, то у ОНО необычные сверхъестественные способности. И ещё ОНО знает какую-то страшную тайну. 7. Если фэндом не допускает наличие магии, то ОНО просто знает какую-то страшную тайну. 8. В любом случае, у ОНО тёмное прошлое. 9. ОНО красивее самого красивого каноничного героя. 10. ОНО умнее самого умного каноничного героя. 11. ОНО круче самого крутого каноничного героя. 12. Самый-самый каноничный герой признаёт превосходство ОНО и начинает ОНО страшно уважать. 13. Альтернатива пункту 12: самый-самый каноничный герой признаёт превосходство ОНО и начинает ОНО страшно ненавидеть, ибо завидует, ведь ОНО в любом случае самое-самое. 14. ОНО всех спасает. 15. ОНО свойственны вредные привычки (причём, чем вреднее – тем лучше), чтобы ни дай Бог кому-нибудь не показалось, что это ОНО. Ну, то есть Мэри-Сью. 16. У ОНО необычный род занятий в рамках фэндома (иногда вне рамок). К примеру, наёмный убийца, продавец древних артефактов, охотник за сокровищами, капитан пиратов и т.п. 17. ОНО отдалённо напоминает очень крутого персонажа какого-то другого фэндома. 18. ОНО появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. 19. ОНО принадлежит только себе, и никто не имеет права на ОНО. 20. Вразрез с пунктом 19: ОНО зависит от самого плохого и злого каноничного персонажа, и ОНО надо срочно спасать (но в итоге, конечно, ОНО само всех спасёт). 21. ОНО кажется неуязвимым, но в конце вполне может отбросить копыта, чтобы ни дай Бог кому-нибудь не показалось, что это было Мэри-Сью. 22. ОНО чьё-то сын/дочь, брат/сестра, кузен/кузина, внук/внучка и т.п. 23. ОНО – объект пылкой страсти самого-самого каноничного героя. 24. ОНО не отвечает взаимностью самому-самому каноничному герою, чтобы ни дай Бог кому-нибудь не показалось, что это Мэри-Сью, и влюбляется в первого лузера канона, но на самом деле втайне любимого автором. 25. Вразрез с пунктом 24: ОНО отвечает самому-самому каноничному герою такой же пылкой страстью, и у них всё заканчивается хорошо. 26. Альтернатива пункту 25: ОНО отвечает самому-самому каноничному герою такой же пылкой страстью, и последний глубоко скорбит, когда ОНО героически погибает. Иногда скорбит с летальным исходом. 27. ОНО завоёвывает расположение всех «достойных» каноничных героев. 28. ОНО недолюбливают все «недостойные» каноничные герои. 29. Впоследствии 50% «недостойных» каноничных героев проникаются к ОНО симпатией, остальные умирают страшной смертью. 30. Альтернатива пункту 29: все «недостойные» каноничные герои умирают страшной смертью, ибо не прониклись к ОНО симпатией. 31. ОНО любит каноничных детей (если таковые имеются), каноничные дети любят ОНО. 32. Альтернатива пункту 31: ОНО утверждает, что не любит каноничных детей, чтобы ни дай Бог кому-нибудь не показалось, что это Мэри-Сью, но каноничные дети ОНО всё равно любят. 33. ОНО часто несчастное, чтобы ни дай Бог кому-нибудь не показалось, что это Мэри-Сью. 34. Если ОНО счастливое, то это ненадолго, и ОНО срочно надо спасать (но в итоге, конечно, ОНО само всех спасёт). 35. ОНО часто врёт о своём тёмном прошлом, и, узнав правду, каноничные герои рвутся спасать ОНО (но в итоге, конечно, ОНО само всех спасёт). 36. Вразрез с пунктом 35: ОНО говорит чистую правду о своём тёмном прошлом, чем вызывает коллективную жалость каноничных героев и желание срочно спасти ОНО (но в итоге, конечно, ОНО само всех спасёт). 37. ОНО хотят убить/заполучить все самые крутые антагонисты фэндома. 38. ОНО смутно похоже на автора или его идеал личности. 39. Радикальная альтернатива пункту 38: ОНО – это автор.
Примеры:
А теперь хотелось бы пробежаться по кое-каким из пройденных мною фэндомов и выделить некоторые особенности Мэри-Сью в каждом из них.
В «Гарри Поттере»: 1. ОНО может быть чем угодно. 2. ОНО – офигенно крутой волшебник. 3. Если ОНО не волшебник – это ещё круче. 4. ОНО спит с Поттером или с Малфоем. Или с обоими сразу. 5. ОНО - тайный/внебрачный ребёнок Снейпа.
В «Короле-шамане»: 1. У ОНО самый крутой дух-хранитель. 2. От ОНО трепещет сам Асакура Хао. 3. ОНО может охмурить любого, но само любит либо Рена, либо Хао.
В «Хеллсинге»: 1. ОНО – достойный противник Алукарду. 2. Сам Алукард признал ОНО достойным противником. 3. ОНО случайно встаёт между Алукардом и его новым противником, оказывается ранено, и Алукард, естественно, кусает ОНО, превращает в вампира и забирает с собой в "Хеллсинг" (за идею спасибо Яломиште).
В «Притяжении»: 1. ОНО обязательно отобьёт Юки у Шуичи. Хотя бы на одну ночь. 2. ОНО поёт в группе, пишет зашибенские тексты и играет офигенную музыку. 3. Тексты ОНО до боли напоминают «Агату Кристи», «Сплин», «Короля и Шута», «Depeche Mode», «The Beatles», «HIM», Avril Lavigne, «Nirvana» или «Tokio Hotel» – зависит от предпочтений автора. 4. Намного более ужасная альтернатива пункту 3: тексты ОНО до боли напоминают собственные стихи автора. 5. ОНО – единомышленник Сакумы Рюичи в модусе Кумагоро.
В «Наруто»: 1. ОНО – великий ниндзя. Или гениальный медик. Или великолепный стратег. Или многообещающее юное дарование. Или… 2. Альтернатива пункту 1: у ОНО ничего не получается, ОНО неудачник, и все стремятся помочь ОНО (но в итоге, конечно, ОНО само всем поможет). 3. У ОНО неисчерпаемая чакра. 4. ОНО – дзинтюрики, причём, для демона, количество хвостов и чакры которого заставляет Кюби смущённо покраснеть. 5. У ОНО есть все задатки, чтобы стать Хокаге, но ОНО не хочет становиться на пути у Наруто. 6. Альтернатива пункту 5: у ОНО есть все задатки, чтобы стать Хокаге, и ОНО отчаянно становится на пути у Наруто. 7. ОНО может найти общий язык с Саске. 8. ОНО давно уже раскусило и разогнало всё их акацушное кодло.
В «Devil May Cry» (за идею спасибо Cymmerian Cat): 1. ОНО - либо дочь Данте, либо его сестра. 2. ОНО - невероятно крутой охотник на демонов, заставляющий Данте нервно курить в сторонке, не забывая при этом восхищённо вздыхать.
В «Sherlock BBC» (за идею спасибо Fish Of Peace): 1. ОНО поселяется в квартире 221Б по Бейкер-стрит, ведь в Лондоне других квартир нет. 2. На ОНО Шерлок не обращает внимание, но потом влюбляется. 3. Вразрез с пунктом 2: Шерлок сразу влюбляется в ОНО, но ОНО не отвечает взаимностью. 4. ОНО тайно влюблено в Мориарти. 5. ОНО оказывается пятиюродной сестрой Ватсона, о которой тот, разумеется, помнил, но Шерлоку не рассказал.
1) Мери-Сью крута. Круче, чем варёные яйца. Она может владеть восточными единоборствами, техниками русского рукопашного боя и т.д. и т.п. Сильнее, умнее, красивее всех остальных персонажей, вместе взятых. Особое внимание следует уделить ряду признаков, как то: - Необычный цвет глаз, волос, кожи. Обычно этому аспекту посвящено несколько абзацев с пространными описаниями убойной внешности. Особенно «нежно-персиково-румяно-бледно-загорелой кожи» и «длинных-красивых-блестящих-преливающихся-меняющих цвета-завивающихся под немыслимыми углами волос». - Умопомрачительная фигура. Тут уж стоит поберечь собственное чувство прекрасного, ибо здравый смысл радом с фантазией аффтара и не ночевал. - Сногсшибательный гардероб. Иногда сбивает с ног в самом прямом смысле. Если герои старательно акцентируют внимание на её необычной внешности, то это финиш. - Ах, да, иногда она ещё и светится! Какой именно частью тела и отчего – не важно, ибо тут главным будет сам факт. 2) Мери-Сью необычна. Она может иметь крылья, когти, клыки. В половине случае Мери оказывается представительницей какой-либо нечеловеческой расы, либо полукровкой. 3) Мери-Сью сексуальна. Герои или героини (в зависимости от пола и ориентации автора) канона моментально падают к её ногам или в её постель, даже если в оригинале они прочно и надежно влюблены или фригидны, или даже другой ориентации. В нашем конкретном случае, Мери-Сью Необыкновенная может тащить в постель Глеба, реже – Ваньку, иногда кого-то из второстепенных персонажей или Гробыню с Таней. Порой специально для Мери придумывается мега-крутой парень, ей соответствующий. Его иногда называют Марти-Сью, он птица редкая, занесен в Красную Книгу. На обложку. Для фендома ТГ не характерен яой, так что Марти-Сью практически не встречаются в своем классическом виде «сладких мальчиков бисексуалов». Обычно они предстают в виде «девической мечты», то есть достаточно абстрактны и практически всегда сходны по описаниям с Мери, но только надо добавить мускулы и традиционную ориентацию. 4) Секс с Мери можно описать фразой из немецкого фильма соответствующей индустрии – «Дас ист фантастиш». Причем обычно она лишается невинности, что наводит на мысли о виргинизации этой дамочки. 5) Мери непременно появляется в Тибидохсе. Более того, милашка Сью всенепременно подселяется в комнату к Тане Гроттер. Видимо, совершает паломничество. Авторы как-то забывают, что комната по-всякому не резиновая. 6) Появление Мери-Сью всегда обставлено необычно. Она может возникнуть из столба пара посреди Зала Двух Стихий, драконбольного поля в момент матча и т.п. Порой Мери прилетает по обмену из Хогвартса или ранее неизвестной школы магии, или же появляется из параллельного мира. Причем всегда появляется при большом скоплении народа – понты требуют. 7) Мери-Сью обладает тонким чувством юмора. Иногда даже столь тонким, что оно и вовсе не заметно. По сравнению с ней Задорнов покажется заикающимся идиотом, а Галкин – умственно неполноценным выпускником ПТУ, решившим рассказать анекдот в духе: «Колобок повесился». Большая часть смешных (с точки зрения автора) происшествий происходит непременно с Мери. 8) Мери-Сью невероятно умна. Академик Сарданапал только мечтает напроситься к ней в ученики, а Древнир скрипит зубами и переворачивается в гробу. Причем с такой скоростью и интенсивностью, что скоро можно будет ставить возле него маленькую подстанцию для выработки электричества. Естественно, по сравнению с Мери остальные герои – умственно отсталые дегенераты. Или где-то на полпути. 9) Мери-Сью никогда не говорит так, как это делают обычные люди, а так же «просто» не улыбается. Нет, что вы. Она непременно «ехидна» и «насмешлива». И зачастую имеет «язвительный» внутренний голос, комментирующий происходящее. А уж усмехается только «нахально» или нечто в этом роде. 10) Мери-Сью никогда не ошибается. Если вдруг Мери ошибется, то в Сахаре впадет снег, а Саакашвили уйдет в монастырь. Мужской! 11) Мери-Сью знает себе цену. Крошка Сью уверена в себе, отчаянна и храбра. Прибавьте к этому её практически полную непобедимость и неуязвимость. Мчится к цели, как штатовская ракета «Томагавк», не размениваясь на мелочи. И всегда побеждает, выходя из переделок с гордо поднятой головой, в чистом платье и без сломанных ногтей. В горящую башню заходит, и мяч драконбольный забьет, Чуму без напряга упупит, ВВ под венец поведет…(с) 12) Мери-Сью страдает. Ах, бедная несчастная, её надо пожалеть! Она так страдает из-за того, что не могла предотвратить землетрясение в Китае/рождение Кводнона/войну в Ираке/вымирание динозавров/падение метеорита... Достаточно найти наиболее глупую и не относящуюся к делу, а так же не зависящую от конкретных людей причину, и готово. 13) Мир крутится вокруг Мери-Сью. Она – центр мироздания, последняя надежда магического мира и всего сущего. Затмевает звезды на небосклоне и всех персонажей. 14) Мери-Сью обладает тайным знанием или умением, противоречащим здравому смыслу. Иногда она – светлый некромаг, страж света с темными крыльями и умениями мага… Достаточно подобрать необычное и невозможное сочетание, и готово. 15) Мери-Сью спасает мир. Это диагноз.
Это основные черты, присущие МС, но фантазия авторов на этом редко останавливается. Зачастую можно назвать ещё парочку признаков МС, но по контексту. Помните, что если мы не нашли в вашем фике Мери-Сью, то это не ваша заслуга, а наша недоработка…
Тест:
Дамы и господа, представляем вашему вниманию тест, пройдя который вы определитесь, является ли ваш герой/героиня МС. Тест рассчитан на неканонических персонажей фанфиков примеительно к фендому ТГ. При утвердительном ответе ставьте себе 1 балл.
1. Вашего персонажа зовут так же, как и вас, либо его имя совпадает с вашим ником. 2. Персонажа зовут так, как вы хотели бы, чтобы звали вас. 3. Имя состоит из двух имен (Анна-Лиза, Анастасия-Диана…), более чем из десяти букв, из трех и более слов. 4. Труднопроизносимо либо невыговариваемо в принципе. 5. В фамилии присутствует частица фон, де, и т.п. 6. Фамилия у героини чрезвычайно редкая/непроизносимая/невероятно известная. 7. Дочь (сын) известных родителей/ имеет великих предков/ состоит в родстве с Таней Гроттер, Чумой-дель-Торт, Волан-де-Мортом, Сарданапалом, Древниром… 8. Единственная наследница великих родителей, чудом выжившая после встречи с Главным Врагом, темными силами и т.п. 9. Героиня – представитель древней расы (эльфийка/вампирша/дриада/русалка/дракон/демон) 10. Наполовину представитель древней расы. 11. Пришла из параллельного мира. 12. Героиня бессмертна. 13. Выглядит, как подросток независимо от возраста. 14. Героиня (герой) божественно прекрасна/невероятно стройна/необычно грациозна/бесконечно умна/всё перечисленное вместе. 15. С первой минуты появления становиться подругой Тани Гроттер, Гарри Поттера… нужное вписать. 16. Очаровывает всех, включая Сарданапала, сфинксов, циклопов, нежить, драконов и Бессмертника Кощеева. 17. В неё влюбляются все особи мужского пола, включая Поклепа и Клоппика. В особо тяжелых случаях – особи женского пола. 18. Цвет волос героини: воронова крыла/весенней зелени/спелой пшеницы/серебра/сапфира/рубина… список бесконечен, но в реальности не достижим. 19. Глаза героини сапфирове/изумрудные/черные, как ночь/кроваво-красные/цвета морской волны/цвета весенней зелени/фиалковый… 20. Есть необычная татуировка либо шрамик. 21. Обладает природной приворотной магией. 22. Обладает великолепным голосом, чудесно поет. 23. Пишет музыку/играет на нескольких музыкальных инструментах. 24. С друзьями добра и мила, с врагами – Везувий ходячий. 25. Легко может переспорить Шурасика/Гермиону/преподавателей. 26. Знает всю школьную программу и даже больше. 27. Поступает сразу на последний курс, придя из мира людей/воспитываясь в доме магов. 28. Некромаг со светлой аурой/светлый маг – с некромантической, универсал. Легко совмещает абсолютно несовмещаемые вещи. 29. Враги её боятся до приступа медвежьей болезни. 30. По магической силе нет равных. Переплюнет даже Сарданапала. 31. Обладает невероятно редким магическим даром, тайным знанием… 32. Героиня - страж света/тьмы. 33. Героиня – серый страж/страж стихии/времени/любви/радости/радуги… (нужное вписать) 34. Знает некую тайну, за которой охотятся Чума/Бессмертник… Враги, короче. 35. Имеет крылья, на которых успешно летает. 36. Сразу вступает в сборную по драконболу, забрасывает главный мяч на матче. 37. Умеет оживлять мертвых/исцелять прикосновением/разговаривать с драконам/повелевать нежитью/поднимать зомби/превращать людей в вампиров. 38. Нежить боится её до дрожи. 39. Помогает устроить личную жизнь половине школы/Сарданапалу/Тане/Глебу/ЧдТ. 40. От её увещеваний раскаивается предатель/Чума/Вольдеморт… 41. Становится девушкой Глеба/Ваньки. (Их детей) 42. Прекрасно летает первый раз сев на инструмент. 43. Привозит с собой некий предмет, на котором летает (скрипка/ковер/пояс/крылатые сандалии). Пылесосы и метлы не учитывать. 44. Становиться звездой Тибидохса/магического мира. 45. Пребывает из неизвестной ранее школы по обмену. 46. Не имеет недостатков. 47. Сочиняет заклинания/обладает невероятным потенциалом/властью над временем… 48. Превосходно владеет оружием, как холодным, так и огнестрельным с пневматическим. 49. Дочь Глеба/Тани/Сарданапала/Медузии/Чумы… (Всё вместе) 50. Фик заканчивается свадьбой ГГ, либо Тани, где героиня – подружка невесты или сама счастливая новобрачная. 51. Повествование ведется от лица вашей героини. 52. Появляется в первом абзаце/на первой странице фика. 53. Вы ассоциируете героиню с собой. Мечтаете быть похожей на неё 54. Если кто-то говорит, что ваша героиня МС, вы возмущаетесь. 55. Планируете написать ещё фик с этой героиней/её детьми/сестрой/родителями.
Набрали до 6 баллов – Поздравляю, ваша героиня мало похожа на классическую МС. Это новый персонаж, в который вам ещё предстоит вдохнуть жизнь, сделать человечным и понимаемым. Тем не менее, это не означает стопроцентного результата. Фантазии аффторов остается только удивляться. От 6 до 10 баллов – Да, это ещё не МС, но уже близко к ней. Старайтесь, товарищи! И не добавляйте героине новых талантов. От 11 до 19 баллов – Что ж, вы создали ещё одну МС. С чем вас и поздравляю. Вы всё ещё здесь?! Немедленно исправлять фик! От 20 и выше – Как ТАКОЕ можно писать?! Ну-ка быстро читаем тест ещё раз и соображаем, в чем ошибки! Вас пинать я буду первой, если ЭТО появиться на форуме.
А теперь скажите, где произведения без Мери Сью???
Marytanna, Мы с тобой одной крови - ты и я!!! Еть уже было понятно по флуду...
Вот еще похожая статейка:
Здрасьте! И снова я вернулась – на сей раз наверняка намного быстрее, чем вы ожидали. Сессия – источник вдохновения, не иначе. Как говорится, Мону Лизу нарисуешь, лишь бы не учить. Сразу предупреждаю, это не столько статья в обычном смысле, сколько обобщение всей собранной мной на просторах интернета информации в моём личном тексте. Ну, знаете ли, курсовые тоже не с нуля пишутся… Чтобы о чём-то писать, нужно иметь хоть какое-то представление о предмете обсуждения. Итак, Мери-Сью и её родной братец Марти-Стью. Кто же это такие и почему они крайне нежелательны как в фанфикшене, так и в оригинальных произведениях?
Кто такие Мери-Сью и с чем их готовят.
О, никаких формальностей! Зовите меня просто – повелитель. (с)
В большинстве случаев именно такой эпиграф можно применить к любому представителю славной и не очень ватаги Мери-Сью. Кто же они такие? Если воспользоваться определением Мудрейшей Википедии, то это «принятое в англоязычной среде (с недавних пор — и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил чрезмерно гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном». (с) От себя могу добавить то, что такие персонажи, как правило, являются неким аватаром автора в картонных декорациях, призванных служить лишь фоном и лишь по недоразумению названных «произведением». Мери-Сью блистательны и неповторимы, их все любят, любая проблема разрешается щелчком двух пальцев. А ещё они – по словам их лечащих психиатров – постоянно спасают мир. Иногда даже два или три. А если трава у автора была выкурена хорошая, то и все существующие. (Когда-то хорошая трава была у меня, но я вовремя опомнилась и удалила написанное, не позволив ему вылиться в интернет). Далее будут рассмотрены наиболее характерные признаки Мери-Сью, а также то, что нужно делать, дабы их избежать. Учтите, если перечисленным признакам имеется нормальное объяснение (Не только героиня умеет левитировать, но и все остальные обитатели её мира, или же у всех заковыристые имена, а не у неё одной), то признаком Мери-Сью это не является. Таковым признаком можно назвать только то, что так или иначе отделяет Мери-Сью от остальных, возвышает её над ними. Итак, господа, мы начинаем нашу экскурсию. Ваших личных Мери-Сью, если таковые имеются, просьба не спускать с поводка и держать поближе к себе, дабы они не порвали на куски мою скромную персону. Да, и вы, третий слева, завяжите глаза вашей Мери-Сью с волосами-змеями, она нехорошо на меня смотрит! Всё, теперь можно отправляться. Начнём экскурсию!
Что в имени тебе моём?..
Я никогда не любила своё имя, но одновременно – им гордилась. Ещё бы, не каждая девушка может похвастаться, что её зовут Катриона Деллиана Айне Гвиневра Минерва Анжелика дель Аранье фон Маринфорт (с)
Дорогие господа экскурсанты, не пугайтесь. Вышеупомянутое имя, конечно, выдумано мной взамен того, что стояло в нагло скопирайченом фанфике, дабы избежать лучей ненависти со стороны его автора. В нём демонстрируется два наиболее характерных признака имён Мери-Сью: они звучат вычурно, иногда даже слишком. Девушки, даже происходя из нищей семьи, обязательно носят минимум три имени, причём при этом у них может иметься в довесок ещё и прозвище, которое абсолютно не вяжется с выдуманным именем. Видела я где-то на просторах интернета фанфик про милую американскую девочку Сакуру по прозвищу Лиззи. Без объяснения. А ведь можно было бы дать какую-нибудь почву для размышлений: ну, к примеру, девочке не нравилось необычное имя, и она просила всех называть её на местный манер, или ещё что-то в этом роде… Но этого, как правило, нет. Героиня постоянно представляется своим настоящим именем. Но при этом все каким-то непостижимым образом узнают её прозвище. Кстати, о птичках. Вы не заметили в предыдущем абзаце ничего странного? А именно – коренную американку, безо всяких пояснений, зовут Сакура. Это ещё одно отличие Мери-Сью. Имя персонажа должно соответствовать его пространству и культуре. Но создатели Мери-Сью, как правило, такой ерундой не заморачивается. А уж фэнтезийные и фантастические героини! Какие там советские «Баррикады» и «Даздрапермы»! Некоторые Мери-Сью из мира драконов и магии счастливо носят имена типа «Электриана», «Ариведериа» (видимо, сокращение от «Аривидерчи, мозг», ну, или от слова «Ведро»), «Аурелия» (и наплюём, что это название медузы, имя же красивое). Опять же, возвращаясь к прозвищам. Их у Мери-Сью много. Иногда даже больше одного. Штук по десять-пятнадцать желательно. И все должны быть пафосными и содержать в себе слова «Госпожа», «Ангел», «Демонесса», «Повелительница» или что-то ещё, похожее на ник девятилетней девочки. Варианты типа: «Стерва», «Секс-бомба» и так далее популярны меньше, но являются более явной демонстрацией странного мышления автора – особенно если его любовно взращённой Мери-Сьюше десять лет от роду. Ещё очень часто встречаются всякие там «Волчицы», «Одинокие» и тому подобные пафосные вещи, не имеющие ничего общего ни с характером, ни с внешностью героини. А зачем? Итак же круто, как говорится. Кстати, о возрасте: если даже Мери-Сью туева хуча лет с огромным количеством нулей (особо рьяные успевают родиться до появления Млечного Пути), опыт её жизни в лучшем случае будет охватывать лет десять-двенадцать с соответствующим случаю поведением. Ещё более тяжёлый случай – когда автор вписывает в произведение своё настоящее имя или его слегка изменённую вариацию. Например, хочется написать про какую-то героиню, но имя не выдумывается совсем. А! Меня, к примеру, зовут Соня, назову-ка я свою героиню Софинной Блистательной! Ну, подумаешь, что все решат, что «Софинна» скорее от слова «софа», чем от имени Соня. Ведь не догадается же никто. Впрочем, всякие такие Софинны, на мой взгляд, намного лучше, нежели один поистине эпичный фанфик по «Тетради Смерти», где главную Мери-Сьюшу звали Анечкой. Не Аннет, не Энн, не Анна, в конце концов, а именно «Анечка», причём англичанка из приюта Вамми без какой-либо взаимосвязи с Россией. Но самый клинический случай – это когда персонаж сам выбрал себе имя безо всяких на то причин. «Потому что понравилось имя» — это, как правило, лучшее объяснение. Наиболее подкованные по части эзотерики авторы могут сказать, что смена имени – это перелом кармы, смена судьбы, если можно так выразиться. Но к чему это, если характер Мери-Сью никоим образом не меняется, и в душе она всё равно остаётся пушистой пусей/холодной избалованной стервой, которую всё равно все любят? Ещё встречается вариант, когда имя персонажа – слегка изменённое иностранное слово, связанное с драгоценностями, мистикой, оружием и тому подобными пафосными вещами. Но тут я скромненько промолчу в тряпочку. Ибо нефиг – сама так делаю. Но тут главное – не переборщить. Имя Фалония, может, и взято с французского звучания слова «Сокол», но всё же у большинства возникнут не те ассоциации. Итак, с именами мы с грехом пополам разобрались. Плавно переползаем к следующему объекту экспозиции: к внешности.
Я никогда не забуду этого лица!
Она выглядела как богиня: губы, как у Анджелины Джоли, грудь, как у Памелы Андерсон, попка как у Дженифер Лопез, талия не шире тридцати сантиметров и огромные, занимавшие пол-лица ультрамариновые глаза. Длинные, до колен, волосы, от природы голубые, как небесная лазурь, всегда развевались, даже когда ветра не было. (с)
Уважаемые читатели, настоятельно рекомендую вам надеть тёмные очки, а ещё лучше – закрыть глаза и зажмуриться. Мы погружаемся всё глубже в мир несравненных сияющих Мери-Сью. Ранее мы имели дело лишь с их именами – но теперь нам предстоит увидеть воочию их неземную красоту, от которой можно ослепнуть или – того хуже – умереть на месте. Запомните, Мери-Сью красивы. Всегда. Описание их внешности занимает девяносто процентов всего повествования. У Мери-Сью не бывает подростковых прыщей, царапин, шрамов или чего-то похожего. Ни в коем случае! Её кожа всегда нежная и алебастрово-белая (шоколадно-смуглая, персиковая – нужное подчеркнуть), даже если она дикарка, ни разу в жизни не мывшаяся и не бывавшая в салоне красоты (например, единственная дочь вождя индейского племени или же бедная крестьянка в фэнтезийном мире). У неё не может быть грубого загара, как у любой нормальной девушки, работающей весь день на солнцепёке в открытом костюмчике – у неё будет нежный, смуглый цвет кожи, обязательно ровный, прямо как из солярия. Кстати, этим грешат многие авторы женских романов, в то время как дорогие мужчины в основном не гнушаются подробнейшим описанием груди восьмого размера, попки и длинных стройных ног (да, я встречала Мери-Сьюшные произведения, написанные мужчинами). Что же до цвета волос и глаз – тут к вашим услугам все цвета радуги и даже более. У Мери-Сью из фэнтезийного, но претендующего на реалистичного мира вполне могут быть голубые или зелёные волосы от природы, безо всяких на то пояснений. В апогее цвет волос, глаз, да и вообще вся внешность Мери-Сьюши может меняться по её желанию.. Но, даже если что-то где-то сдохнет и Мери-Сью не будет блистать всеми возможными оттенками цветового спектра, то она будет всенепременно либо блондинкой с голубыми глазами, либо рыжей и зеленоглазой. Вариант знойной брюнетки с кроваво-красными губами тоже встречается довольно часто. Вот русоволосые и сероглазые девушки менее популярны. Но даже если они будут выглядеть «вроде бы совсем обычно», то не обойдётся без великолепных эпитетов вроде: «Её глаза, необычайного, глубоко серого оттенка напоминали тонкий весенний лёд, готовый вот-вот растаять и сломаться, освободив течение реки её эмоций и мыслей»… И почему я сразу представляю, что сейчас у Мери-Сью лопнут глаза и потекут по щекам? Наверное, я не романтик. Кстати, фраза чуть выше – из какого-то вполне себе опубликованного любовного романа. Вот название не спрашивать – не вспомню, исследование любовных романов проводилось слишком давно. Теперь одежда. Обязательно нечто абсолютно не вписывающееся во вселенную, но безумно красивое. Как насчёт бронелифчика и бронестрингов на предводительнице войска закованных в нормальную броню рыцарей? Если же у Мери-Сью обычная броня (что встречается редко), то она либо сделана из золота/серебра/платины (то, что золото, например, мягкий металл, не учитывается), либо изобилует таким количеством декоративных элементов, что обладательница давно бы уже должна рухнуть под их тяжестью. Кстати, о тяжестях. Мери-Сью ВСЕГДА хрупкие и невесомые. Даже если сражаются с клинком «а ля Клауд Страйф» ( Final Fantasy VII) наперевес. А ещё она не может быть толстенькой или хотя бы просто упитанной. Даже если она за один присест съедает больше Аллена Уолкера (D.Gray Man), она не потолстеет. Это, видать, особая Мери-Сьюшная диета. О красоте Мери-Сью, дабы никто ничего не забыл, упоминается чаще, чем два раза за абзац. Иногда по три или по четыре. Чтобы читатель точно уверился в том, что ему довелось лицезреть богиню в земном (или не очень) теле. За прекрасных и несравненных Мери-Сью сражаются. А иногда сражаются против них – потому, что она слишком красивая, а несчастной завистнице такого и не светит. К слову, завистниц и завистников у Мери-Сью много. Целые толпы. Равно как и обожателей. Ведь она же столь несравненно прекрасна! В особо клинических случаях в день, когда Мери-Сью появляется на свет, собирается консилиум мудрецов со всего мира, которые в ужасе твердят, что рождение столь прекрасного существа пошатнёт основы мироздания, и её красота – угроза всему живому. В общем-то, мудрецы правы: красота такой милашки – угроза всем ещё живым клеточкам серого вещества. Иногда же, напротив, персонаж намерено унижается. Мери-Сью постоянно ноет о том, какая она слабая/некрасивая/ужасная, а все персонажи всем скопом дружно убеждают бедолажку, что это не так. Хотя, по утверждениям автора, любого персонажа за такое нытьё они бы пристрелили на первом же вяке. Ещё Мери-Сью часто похожи на звёзд кино/эстрады/спорта. В особо клинических случаях – имена этих звёзд упоминаются в описании девушки из другого мира. И снова про глаза. Взгляд у Мери-Сью в любом случае чарующий, пронзающий насквозь и тому подобное. Иначе никак. А ещё глаза очень часто обладают особыми магическими способностями (гипноз и тому подобные вещи, вспомним великую писательницу Джорджию Бинг с её серией книг «Молли Мун», как вы понимаете, вполне себе опубликованной и популярной). Также как необычные татуировки на теле и тому подобное. Также у Мери-Сью восхитительно красивые голоса. Чаще всего это способствует занятиям пением и очаровыванию людей противоположного и не очень пола. Господа, можете открыть глаза – мы миновали опасную зону и перемещаемся в архив, где рассмотрим генеалогические древа Мери-Сью и основные принципы их происхождения.
Итак, откуда родом Мери-Сью?
Я была наследницей королевской семьи, но родители перед смертью отдали меня на воспитание великому магу, живущему в глуши. Но потом мага убили враги, и я осталась совсем одна, а мне было всего пять лет, но я смогла убить всех врагов с помощью своей Силы. (с)
Осторожнее, уважаемые, не толпимся – здесь очень много текста. Видите эти толстенные папки, каждая толщиной с полное собрание сочинений Дарьи Донцовой? В каждой такой папочке – полная история семьи одной-единственной Мери-Сью. Почему так много, спросите вы? О, я отвечу. Чаще всего у семьи Мери-Сью длинная история. Как правило, она из королевского или же, на худой конец, просто знатного рода. Далее возможны варианты: либо дорогая Мери-Сьюша во младенчестве лишилась всего (чаще всего родителей, братьев, сестёр и рыбок в тамагоччи убивают прямо на глазах несчастного ребёнка), и в этом случае основной её мотивацией будет месть, либо она воспитывалась в роскоши, при дворе, была невероятно избалована и постоянно сопротивлялась заведённым во дворце правилам – от скуки, наверное. Ещё Мери-Сью почти всегда не люди. Особо популярны гибриды ангел+демон, ангел+человек, демон+человек, эльф+человек. Отчего-то ни одна фэнтезийная Мери-Сью не несёт в себе крови гномов или, на худой конец, орков. В тяжелейших случаях Мери-Сью – нимфа, дриада, наполовину фея или ещё какое-нибудь существо, вылезшее из фольклора и детских сказок. Причём не полностью, как можно догадаться, а лишь частично. Ещё более популярны гибриды всего со всем подряд. К примеру, в одну форумную ролевую (ныне сдохшую) один человек прислал анкету, где у него значилось (пишу с сохранением авторской орфографии, если вы излишне нервны – попрошу вас отойти!): «Бабушка у миня, оборотень дедушка Вампир, мама Ангел (токо не совсем ангел, она умеет в дракона превращаца) а папа Демон Волк». Я лично всерьёз задумалась, как у оборотня и вампира мог родиться ангел или демон. Такие вот гибриды среди Мери-Сью очень популярны. На одну четверть дриада, на вторую – вампир, на оставшуюся половинку – ангел… Как вам такой компот? Желательно не пробовать, можно сжечь себе желудок. Ваши личные Мери-Сью не гибриды? Не расстраивайтесь. Наверняка у них имеются приехавшие из разных стран мама и папа, желательно правители разных королевств, или же король и крестьянка из соседней страны, в общем, Мери-Сьюша в любом случае представитель слияния двух разных культур. Также запомните, Мери-Сью не могут унаследовать слабости своего вида. Они, лихо смеясь, выдернут из сердца осиновый кол и пойдут гулять по солнечному парку, наплевав на все традиции и уважение к поседевшему с горя дедушке-Дракуле. При этом, разумеется, все самые сильные стороны вида останутся при них. Они же великие, чёрт возьми! Также среди Мери-Сью наблюдается высокая замешанность в разного рода экспериментах. В качестве объекта эксперимента, разумеется. Особо популярны всевозможные генетические манипуляции, нагло спёртые из фильма про «Людей Икс». Но они очень редко становятся из-за сверхспособностей изгоями. Чаще наоборот: люди начинают любить их ещё активнее, а они становятся намного счастливее. Если уж автор в порыве вдохновения присудил Мери-Сью участь изгнанницы (Нет, не главной героини «KoTOR»), то причиной будет исключительно зависть к её невероятным способностям. Но при этом ещё возможно, что Мери-Сьюши всё равно будут считать свои способности проклятием и непременно ныть по этому поводу. Ещё, если уж у Мери-Сью есть приёмная или родная семья, то её родня – обязательно вредные и злые люди, истязающие бедняжку. Этим мы, видимо, обязаны большинству сёдзе-аниме, так как там главная героиня – непременно неудачница и вообще у неё всё ужасно. С одной стороны, можно понять, что эти аниме рассчитаны на впечатлительных девочек с кучей подростковых проблем, а с другой – именно их просмотр открыл мне страшную тайну: я, видать, мальчик. Иначе почему меня так тошнит при их просмотре от самокопаний главной героини? Итак, проходим в следующий зал. Там нам подробнее расскажут о внутреннем мире (не пугайтесь, не анатомически) Мери-Сью.
Сообщение отредактировал Ermas - Четверг, 20.12.2012, 12:38